АЗАРЕНКО Сергей Александрович

АЗАРЕНКО Сергей Александрович

Родился 26 декабря 1957 г.

Доктор философских наук (2001), профессор (2002).

Окончил философский факультет Уральского университета (1989).

Учился на строительном факультете Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Работал техником кафедры политической экономии, лаборантом кафедры истории КПСС Уральского политехнического института (1980–1982), бетонщиком (1982), младшим научным сотрудником государственного музея Я. М. Свердлова (1983–1987), старшим методистом Свердловского областного научно-методического центра Областного управления культуры (1986–1987), учителем истории (1987–1989).

Преподает в Уральском университете с 1992 г.: доцент (1992), профессор (2002) кафедры социальной философии. Тема кандидатской диссертации – «О текстовом механизме трансляции нравственного содержания культурной традиции». Тема докторской диссертации – «Топология культурного воспроизводства: методология и социально-этнический аспект исследования». В работе обоснован топологический подход к социально-этнической проблематике культурного воспроизводства, раскрыт социально-топологический характер культуры, введен и обоснован новый термин «топологема», обозначающий систему самоорганизующихся мест, порождающих уникальное своеобразие данной культуры. Выявлена связь культуры как системы взаимосвязанных и воплощенных смыслов с условиями определенной территориальности, с организацией социального пространства. Рассмотрено конституирование этнического поведения через динамику сохраняемых и ускользающих мест культуры. Дан анализ процессов накопления и рассеивания знаков в коммуникативном пространстве русской культуры. Показаны социально-пространственные параметры формирования телесности и желания. Рассмотрен феномен прикосновения как опространствления, определена логика формирования типики взаимодействия «я» и «другого». Топологически обоснованы две существенные модели этнического поведения, представляющие, с одной стороны, трансгрессивность действия, а с другой – странничество, отстранение от присвоения пространства обитания. Проанализирована топологическая специфика русского языка. Показано языковое дублирование различных ракурсов телесной совместности людей. Введен и обоснован новый термин «топограмма», обозначающий возможные точки совмещения различных позиций в социальном взаимодействии.

Результаты исследования нашли практическое применение в курсе лекций по философии и социальной философии. Разработаны спецкурсы «Топология истории», «Топология культуры», «Топология телесности», «Топология языка», «Проблемы семиотики», «Философия истории».

Опубликовано более 60 научных работ.

Соч.: Философский словарь. М., 1994 (в соавт.); Современный философский словарь. Лондон, 1998 (в соавт.); Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры). Екатеринбург, 2000; Современный философский словарь. М., 2004 (в соавт.); Социальная философия : слов. М. ; Екатеринбург, 2006 (в соавт.); Сообщество тела. М., 2007.